Национальные конные игры

Для кыргызского народа лошадь является ценным владением, а искусство верховой езды – высоко ценимым умением. Неудивительно поэтому, что среди наиболее предпочитаемых видов времяпрепровождения (или видов спорта) находятся состязания верхом на лошадях. 

Отношения между человеком и его конем воспеваются в героическом эпосе “Манас” – могущественный герой Манас, подобный серебряной башне, восседал на своем белоснежном скакуне по кличке Ак-Кула, который плавно переносил его через вершины гор. Конь выглядел как птица, парящая над остроконечными горными пиками.

И в наши дни традиции, связанные с лошадьми, продолжают сохраняться. Одна из них – национальные конные игры, восходящие к глубокой древности. Они часто являются неотъемлемой частью праздника или крупного торжества. 

Кыз-куумай (“Догони девушку”). В давние времена эта игра была частью свадебного ритуала. По правилу, невесте давался лучший скакун и право начать скачки на своем коне. Жених пускался вдогонку за девушкой, что являлось доказательством его любви и права жениться на ней. Поскольку конь жениха был слабее, молодому человеку иногда не удавалось догнать возлюбленную. После этого она могла “вознаградить” его ударами своей камчы (плети), но не отвергала будущего супруга и свадьба все-таки игралась. 

В настоящее время эта традиционная фольклорная игра обычно устраивается на праздниках, например, на зеленых поверхностях высокогорных пастбищ (джайлоо) или на ипподромах.

Улак-тартыш или кёк-бёрю. Улак-тартыш представляет собой борьбу за тушу козла между двумя командами всадников. По всей видимости, эта игра первоначально развилась в древности, когда стада скота паслись в степях и в горах круглогодично – подверженные возможным нападениям волков. Не имея огнестрельного оружия, пастухи не могли противостоять хищникам. Храбрые джигиты на конях гнались за волками до их падения, после чего начинали бить их палками и плетьми, стараясь отбить зверей друг у друга. 

Считается также, что эта игра была изобретена для тренировки опытных наездников, для помощи воинам в овладении секретами верховой езды и битвы верхом на лошади. С течением времени место волка заняла туша козла. Козлиная кожа хорошо выдерживает натиск борьбы, а длинная шерсть удобна для схватывания и удержания.

Тыйын энмей. Это состязание, в котором молодые джигиты могут продемонстрировать свое мастерство в верховой езде и ловкость. Раньше в игре использовались монеты, которые на полном скаку нужно было подбирать с земли – теперь монеты заменяются флажками из цветных лоскутов. Флажки ставятся на определенных расстояниях друг от друга по ходу движения всадников, которые галопом направляются к ним, стараясь на скаку наклониться как можно ближе и схватить их. Как только всаднику удается схватить флажок, он высоко подкидывает его над собой для того, чтобы зрители могли вести счет. После трех заходов наездник с наилучшими результатами объявляется победителем.